Особенности русской поэзии второй половины 19 века


«Русская поэзия XIX века»

Русская поэзия XIX века пережила в своем развитии по крайней мере три подлинных подъема. Первый, условно говоря, падает на начало века и-осенен именем Пушкина. Другой давно признанный поэтический взлет приходится на рубеж двух столетий — девятнадцатого и двадцатого — и связан прежде всего с творчеством Александра Блока. Наконец, третья, по выражению современного исследователя, «поэтическая эпоха» ‘ — это середина прошлого пока, 60-е годы, хотя именно в поэзии так называемые «шестидесятые годы» хронологически ощутимее сдвигаются к началу 50-х. В 40-е годы в русской поэзии имеют место значимые и принципиально важные явления. Так, в середине 40-х годов складывается оригинальное творчество Некрасова, в 40-е годы начинает творить Фет. И все же в это десятилетие в целом поэзия отходит на второй план, что подтверждает и внешняя картина литературной жизни: ограниченное количество выходящих поэтических сборников, скромное место, занимаемое поэзией в журналах. И причины нужно искать не только в произволе издателей или недостатке эстетического чутья у критиков — МОЖНО указать, например, на очень сдержанное отношение к поэзии во второй половине 40-х годов даже у Белинского. В литературе возобладали характерные прежде всего для прозы аналитические тенденции. Между тем предпринимаемая в самом конце 40-х годов таким чутким редактором и издателем, как Некрасов, попытка оживить интерес к поэзии представляется симптоматичной. В «Современнике» замышляется целая серия статей, посвященных поэтическим явлениям эпохи. В этих рамках написана и известная статья Некрасова «Русские второстепенные поэты».

Все это было предощущением нового подъема поэзии, признаки которого обнаруживаются уже с начала 50-х годов и который к середине 50-х годов обретает необычную стремительность. Поэзия снова получает нрава гражданства на страницах журналов, становится полнокровной, и самостоятельной участницей литературного процесса, предметом критического анализа и теоретических споров. Лучшие критики снова много и заинтересованно пишут о ней: Чернышевский и Добролюбов, Дружинин и Боткин. Выходят и часто становятся подлинно выдающимися событиями литературной и общественной жизни поэтические сборники. Прежде всего это относится к сборнику Некрасова 1856 года. Появляются книги Фета, Никитина, Огарева, Полонского, Ап. Майкова и др. Эпоха воззвала именно к поэзии, а не к стихотворству, недостатка в котором не было никогда. Меняется качественно и самый характер поэзии. Появляется немало новых поэтов: Случевскин, например, или Никитин. Происходит, однако, не просто обычная смена поколений. Процесс становления поэзии выглядит много сложнее. Характерно возрождение к новой жизни поэтов, давно сложившихся, но почти замолчавших в «непоэтические» 40-е годы. Может быть, наиболее характерна в этом смысле судьба такого поэта, как Тютчев, его как бы двойное возрождение: во-первых, внимание к самому его творчеству, уже существовавшему, возрождение его в читательском восприятии и, во-вторых, сама его необычайная творческая активность. Можно говорить н о своеобразном возрождении даже Некрасова, в копне 40-х годов переживавшего явный творческий кризис, мало или совсем (на протяжении 1849 года) не писавшего стихов н прямо заявлявшего, что он теперь стихов не пишет. С другой стороны, такой писатель, как Тургенев, создавший немало стихотворных произведений, в «прозаические» 40-е годы, полностью расстается со стихами в «поэтические» 50-е.

Русская поэзия после Пушкина несла в себе противоборствующие начала, выражала возросшую сложность и противоречивость жизни. Отчетливо обозначаясь и поляризуясь, развиваются два направления: демократическое и «чистое искусство». Когда мы говорим О двух поэтических лагерях, нужно иметь в виду большую пестроту и сложность отношений как внутри каждого из лагерей, так и в отношениях между ними, особенно если учитывать эволюцию общественной и литературной жизни, «Чистые» поэты писали гражданские стихи: от либерально-обличительных (Я. Полонский) до охранительных (Ап. Майков). Поэты-демократы испытывали определенное {и положительное тоже) влияние со стороны поэтов «чистого искусства»: Никитин, например, в своей лирике природы. Расцвет хатирической поэзии связан главным образом с демократическим движением. Тем не менее «чистое искусство» выдвинуло ряд крупных сатирических дарований: Н. Щербина и особенно А. К. Толстой, написавший немало сатирических произведений — как самостоятельных, так и в рамках коллективного авторства, создавшего знаменитого Козьму Пруткова. И все же в целом между поэтическими движениями проходи, достаточно четкий водораздел. В противостоянии и в противоборстве этих двух направлений часто заявляла о себе обострившаяся социальная борьба. Полюсы можно было бы, пожалуй, обозначить двумя именами: Некрасов и Фет. «Оба поэта начали писать почти одновременно, — констатировала критика, — оба пережили одни и те же фазисы общественной жизни, оба сделали себе имя в русской литературе… оба, наконец, отличаются далеко не дюжинным талантом, — и при всем том в поэтической деятельности каждого из них нет почти ни одного общего пункта».

Чаще под школой Некрасова — и здесь речь идет именно о такой школе—имеют в виду поэтов 50 — 70-Х годов, идеологически и художественно наиболее ему близких, испытывавших на себе прямое влияние великого поэта, даже организационно в сущности объединенных уже в силу того обстоятельства, что большинство из них группировалось вокруг немногочисленных демократических издании: некрасовского «Современника», «Русского слова», «Искры».

Сочинение: Поэзия серебряного века

(357 слов) Серебряный век русской литературы – крылатое выражение, которым называют период русской литературы конца XIX – начала XX столетия. Зарождение Серебряного века характеризует появление символизма, а его завершением считается 1921 год – смерть А. Блока, наиболее известного поэта-символиста.

Литературу Серебряного века характеризуют такие направления модернизма как: символизм, акмеизм и футуризм. Ключевыми тематическим особенностями этого периода являются: духовный кризис, внутренний хаос, дисгармония и мистицизм. Так, зачинателями нового направления в литературе принято считать символистов, которые, в свою очередь, объявили «войну» материалистическому мировоззрению, они считали, что поэты наделены способностью приобщаться к запредельному миру с помощью символов искусства. Изначально символизм принял форму декадентства. Это направление в литературе, выраженное упадничеством и резко выраженным индивидуализмом. Декадентство было ярко выражено в раннем творчестве (А. Блока и А. Белого). Символисты разделили понятия «общество» и «личность человека», приравнивая их. В самом человеке акцентировали внимание на красоте и разнообразии его внутреннего мира, а его чувства стали основой их творчества.

Оппонентами символистов выступали акмеисты (Н. Гумилев и Анна Ахматова), они отрицали мистические устремления символистов, провозглашая ценность реальной жизни. Акмеисты призывали придавать словам их изначальный смысл, освобождая их от символических толкований. Главным критерием оценки творчества был безупречный эстетический вкус и красота слова. Они не акцентировали свое внимание на поисках смысла жизни и религиозных знамениях, акмеисты видели мир безупречным и именно таким изображали его в своем творчестве.

В 1910-х годах XX века вместе с акмеизмом возродилось ещё одно литературное направление – футуризм. С его появлением коллективизм преобладал над личностным развитием и индивидуализмом. Футуристы (знакомые многим поэты-хулиганы,- Владимир Маяковский и Алексей Крученых), не воспринимали человека как мишень для изучения, они не видели смысла разделять его от общества, что полностью противоречило позиции символистов. Объектом наблюдения для футуристов были: машины, аэропланы, станки и другие открытия научно-технического прогресса того времени. «Новую культуру» футуристы намеревались строить без погружения в моральные устои.

Существуют множество других направлений Серебряного века, включающие в себя множество других поэтов того времени. Так, всеми известный и любимый поэт Сергей Есенин относится к «новокрестьянским» поэтам, для которых характерно обращение к теме деревенской России, а Анатолий Мариенгоф считается основателем имажинизма, где целью творчества является создание образа. Культ жизнетворчества поэтов Серебряного века хоть и сыграл немаловажную роль в развитии русской культуры, но в жизни многих творцов это имело весьма плачевные последствия.

Автор: Полина Чернышова

Сочинение на тему поэты 19 века

Главная Рефераты – Разное 19 век – Тема родины в творчестве поэтов 19 века – сочинение Есть удивительная страна, имя которой – Поэзия. Нигде нет таких широких и ярких радуг, здесь каждое слово подобно цветку, вечному, ароматному. Стоит закрыть глаза – и ты почувствуешь “ласку рассвета”, увидишь “последнюю краску заката”, “тропинку с бродом через ручей”, почувствуешь “времени резкую дату”. Удивительно все это, конечно. Но такова высшая поэзия. Порой случайное, второстепенное, словно туман в горах, может на какое-то время закрыть от вашего взора главное в творчестве поэта и даже исказить его подлинный облик. Но если поэт был истинным сыном своего народа, если его волновала прежде всего судьба Отчизны, если чувство Родины всегда жило в нем, то рано или поздно этот туман рассеется бесследно и бесславно. И тогда, подобно горной вершине, обозначится его неповторимый образ. Так было с Пушкиным, Лермонтовым, Некрасовым и другими поэтами прошлого века. Ныне, “на расстоянье”, они становятся для нас все ближе и прекрасней. Время Пушкина – это эпоха декабризма. Пушкинская Россия – это годы, когда свободолюбивые, патриотические идеи, рожденные великим народным подвигом в Отечественной войне 1812 года, тронули души передовых людей России и заставили их еще раз крепко задуматься о будущем своей Отчизны, и не только задуматься, но и открыто вступить на тернистый, но благородный путь борьбы за свободу народа. Среди этих мужественных сынов России был и сам Пушкин. В своей оде “Вольность”, наполненной народной болью и гневом, революционным призывом, поэт выносит самодержавию свой приговор: Тираны мира! трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, Восстаньте, падшие рабы! Судьба России, ее прошлое, настоящее, будущее – вот что глубоко волнует Пушкина, определяет его гражданскую позицию, вот что является главной темой его творчества, вот его радость и боль, немеркнущая мечта и надежда: Пока свободою горим. Пока сердца для чести живы, Мой друг. Отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Художника формируют его время, его эпоха. Все творчество великого поэта наполнено вольнолюбивыми идеями декабристов. Вместе с ними “друг человечества” способствовал пробуждению Отчизны “ото сна”, росту духовного самосознания его народа, накоплению революционной энергии России. Поэт не отступает, не отрекается от своих духовных связей и единства с декабристами и после того, как восстание на Сенатской площади потерпело поражение. Об этом он со всей убежденностью говорит в “Арионе”: На берег выброшен грозою, Я гимны прежние пою… Пушкинская Россия – это славная история его Родины, история многовековой героической борьбы русского народа за свою национальную независимость. Пушкинская Россия – это Россия Ломоносова, Петра Первого, героев Отечественной войны 1812 года и дворянских революционеров, крестьянских бунтарей и вожаков Степана Разина и Емельяна Пугачева, Россия трудолюбивого и мужественного народа, который до поры до времени безмолвствовал. Но есть и другая Россия, задыхающаяся от крепостнического гнета и неволи: Здесь барство дикое, без чувства, без закона. Присвоило себе насильственной лозой И труд, и собственность, и время земледельца. Вот она, грустная и пронзительная песня о горькой крестьянской доле. Многие свои стихи Пушкин посвятил Родине, народу и имел право сказать о себе: И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал. Эти строки стали призывными аккордами той могучей песни народной борьбы за свободу, которую за Пушкиным продолжил мятежный Лермонтов, а за ним великий поэт и гражданин Некрасов. Лермонтову было шестнадцать лет, когда он написал: Мне нуле но действовать, я каждый день Бессмертным сделать бы желал… И ему было двадцать четыре года, когда у него вырвалось: Печально я гляжу на наше поколенье. В бездействии состарится оно. В промежутке между этими стихами вся жизнь Лермонтова. Ему надо было, подумать и о своем времени, и о себе самом, как всякому, кто хочет быть достойным гражданином своей Родины. После декабрьская Россия. Здесь “стонет человечество от рабства и цепей!”. Как жить в этой стране, смотреть в глаза современникам? Видеть будущее через завесу растерянности и упавшей воли? Как найти силы в себе, как почувствовать себя нужным народу? Первым криком его измученной души было стихотворение “Смерть Поэта”. Скорбь, горечь, грусть и восхищение, боль и негодование – вот чувства влюбленного в свою Родину поэта, вот защита высокой справедливости от произвола, насилия и варварства, царящих в его России. Страдальческая тень Пушкина осенила поэта, который бросил вызов всем палачам, душителям свободы: Но есть, есть Божий суд… С невыразимым презрением он пишет в другом своем стихотворении: Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, покорный им народ. Значит ли это, что Лермонтов любил Россию меньше, чем Пушкин? Конечно, нет. Просто для него та Россия, которую он любит, не имеет ничего общего с официальной Россией. Он ненавидит державный Петербург, он равнодушен к воинской славе Российской империи. Она чужая для него. Поэтому даже ему самому его любовь кажется странной. Так что же он любит? “Степей холодное молчанье”, “лесов безбрежных колыханье”, любит прокатиться в телеге по проселочной дороге, любит “дымок спаленной жнивы”, “избу, покрытую соломой”. И это не внезапное чувство, оно живет в нем всегда. В стихотворении “Родина” Лермонтов утверждает свою любовь к России народной, крестьянской, к мощи и простору русской природы. Такая любовь непонятна и незнакома “казенным патриотам”, видевшим величие России в самодержавно-крепостническом строе. В стихах Лермонтова та же огромная взрывная сила, та же взрывная волна, что и у Пушкина. Не случайно один “глаголом жег сердца людей”, другой “воспламенял бойца для битвы”: А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой. Поэт любит Отечество по-своему, находит истоки этой любви в прошедшем: Да, бычи люди в наше время. Могучее, лихое племя. Высокая гражданственность, или, по Пушкину, “дум высокое стремленье”, стала основой и для поэзии Некрасова. Он отразил свое время. Оно вдохновляло и терзало его музу “мести и печали”. “Зрелище бедствий народных” преследует его повсюду. Мы слышим кандальный звон каторжников, протяжную, заунывную песнь бурлаков. На “благословенной реке” Некрасов испытал первое глубокое горе: О, горько, горько я рыдал, Когда в то утро я стояч На берегу родной реки, И в первый раз ее назвал Рекою рабства и тоски!.. Поэт смотрит на несжатую полосу, а ему слышится печальный разговор ветра с тяжелыми колосьями, встает перед взором пахарь: Руки, что вывели борозды эти, Высохли в щепку, повисли, как плети, Очи потухли, и голос пропал… Не радует поэта и “здоровый, ядреный осенний воздух”, когда он едет по железной дороге, что построена на костях русских мужиков. “Я лиру посвятил народу своему”, – скажет он в “Элегии”, назовет свою музу “печальной спутницей печальных бедняков”. Горе матери-отчизны – это горе ее народа. Вот почему Не может сын глядеть спокойно На горе матери родной. Не будет гражданин достойный К Отчизне холоден душой… Сердце “надрывается от муки”, “плохо верится в силу добра”, отовсюду несутся “царящие звуки барабанов, цепей, топора”. Некрасов, “оглушенный, подавленный”, обращается к природе: Мать природа! Иду к тебе снова Со всегдашним желаньем моим Заглушить эту музыку злобы! Поэт приходит к мысли: надо бороться за изменение основ социальной жизни. “Родная земля” вдохновляет его на борьбу, и он благоговеет перед Родиной: Опять она, родная сторона, С ее земным и благодатным летом, И вновь душа поэзией полна… Да, только здесь могу я быть поэтом. Выражая пламенную надежду на лучшее будущее своей Родины, Некрасов зовет идти “в огонь за честь Отчизны”, за убеждения, за любовь. Таково кредо поэта-гражданина Некрасова. Оно продиктовано сыновней любовью к Родине, а она немыслима без веры в могучие силы народа. В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов призывает всех борцов встать за Униженных, обиженных На всей святой Руси. Гениальная песня “Русь” в веках останется как поэтический гимн неисчерпаемым силам великого нашего народа: Рать подымается неисчислимая! Сила в ней скажется несокрушимая! Каждое поколение будет обращаться к некрасовской “Руси” в минуты наивысшего духовного подъема, когда возникнет внутренняя гражданская потребность сказать, чем тебе особенно дорога любимая Родина. Истинные стихи о Родине всегда вызывают чувство гордости. Они всегда современны, так как озарены немеркнущим светом истинной человечности, великой любовью к Родине, ко всему живому на Земле. Пусть большая поэзия придет к нам как радость, как новое открытие Родины.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: